Пятница, 17.08.2018, 17:56
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" Приветствую Вас Гость

 

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
Учительская
Одаренный ребенок
Родителям
Общение
Аттестация
Сайт



Кафедра русского языка и литературы
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
Иванцова Елена Владимировна, к. фил. н., доцент


Кураторы модуля: Немеш Н. А., Перепелкина О.И., учителя русского языка и литературы


ЛИТЕРАТУРА

Мифологические мотивы, образы и сюжеты в современной зарубежной литературе

Работа по теме может строиться в двух направлениях: анализ мифологических наименований, анализ подходов к мифологическому материалу.

Первое направление. После выявления мифологического наименования, мотива, сюжета в тексте определяется его характер (персоналия, образ, сюжетный мотив), выявляется источник (античная, библейская мифология и т.д.), определяются значение и ассоциации, вызванные мифологической аллюзией; функцию, которую он выполняет в тексте. Если образ или сюжет трансформирован, определяется характер трансформации (какого рода изменения и т.д.). 

Второе направление: реконструкция мифологии (воссоздание деталей, психологической достоверности событий) в современном тексте  (М. Рено «Тезей», К. Вольф «Кассандра», «Мелея. Голоса» и др.); травестия (пародирование, снидение) мифологического сюжета (И. Меркель «Самое обыкновенное супружество», К. Райнсмар «Последний мир» и др.); версии одного мифологического события, представленные с разных точек зрения (Р. Карвер «Брат», Дж Барнс «История мира в 9 ½ главах».

В завершении работы должен быть сделан вывод об функциональности мифологических образов, сюжетов и имен в тексте.

 

Герой в произведениях жанра фэнтези

Раскрыть особенности жанра фэнтези. Описать систему героев произведения, выделить образы положительных героев, определить художественную функцию героя (герой-вершитель (функция самосовершенствования и преобразования мира), герой-творец (функция сотворения новых вселенных), герой-искатель (поиск Истины), герой-богоискатель (поиск Бога), герой-воин (защита мира от Зла), герой-хранитель (сохранение истинных ценностей) и т.д..  Найти мифологические источники образов героев.

Тексты (по выбору):

Льюис, К. С. «Хроники Нарнии»

Дж. Р. Р. Толкин  «Властелин колец»

Д. Роулинг «Гарри Поттер»

 

Сказочные мотивы в книге Д. Роулинг «Гарри Поттер»

Раскрыть особенности жанра волшебной сказки в фольклоре, выделить основные сюжетные схемы,  постоянные мотивы и систему героев волшебной сказки (например, мотив превращения, герой-вредитель) (материал см. в книге В.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки»). Сопоставить фольклорные мотивы с сюжетной схемой и образами книги Роулинг.

 

Образ Пиковой Дамы в русской литературе

Тексты:

А.С. Пушкин «Пиковая дама», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (образ старухи-процентщицы), Л. Улицкая «Пиковая дама», А.Королев «Дама пик».

 

Современный городской фольклор

Собрать, описать и изучить произведения современного народного творчества (былички - страшные истории с участием потусторонних сил, например, уфологические былички, школьные и студенческие приметы, современные обряды, современная демонология (полтергейст), дворовые песни 70-80-х годов 20 века и т.д.

 

Читательские интересы современных школьников

Разработать анкету, направленную на выявление читательских интересов школьников - что читают, почему читают (или не читают), какими источниками литературной информации обладают, у кого какие библиотеки дома, кто какие знает журналы и т.д. Можно проанкетировать родителей, сравнить с тем, что читали родители, бабушки-дедушки.

 

Творчество современных поэтов-дальневосточников (по материалам журнала «Дальний Восток»)

Темы и мотивы современной рэп-поэзии

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

Речевой портрет

 Объектом исследования по теме может служить как речь конкретного человека (писателя, общественного деятеля, артиста, журналиста и т.д.), так и речь отдельной социальной группы (школьников, учителей, формальных и неформальных объединений, партий, чиновников, журналистов и др.). Возможно исследование гендерных различий.

Само исследование предполагает анализ речевых особенностей объекта посредством сопоставления с эталоном, в качестве которого могут использоваться нормы литературного языка (соответствующих стилей). Анализ проводится по уровням: произношение, интонация, словообразование и формообразование, использование слов (прямые и переносные значения, происхождение, эмоциональная окрашенность, стилистическая маркированность), фразеологического и паремиологического фонда (происхождение, точность воспроизведения), вводных слов и конструкций (в том числе слов-паразитов), синтаксических конструкций (предпочитаемый тип синтаксической связи в словосочетаниях, преобладание предложений того или иного типа).

В итоге работы должен быть сделан вывод о степени разнообразия используемых языковых единиц в речи, аспектах отличия речи от эталона.

 

Социально-политический новояз

В рамках темы предполагается исследование языковых нововведений в дискурсе власти. Материалом могут послужить речи и статьи, предвыборные и отчетные публикации политиков, руководителей и членов правительства разных уровней, руководителей общественных и политических организаций.

В ходе работы могут быть выявлены новые слова (бизнес-инкубатор, нано-технологии, тандем и т.п.), новые, в том числе метафорические значения (архитектура кризиса, инновационный человек), фразеологизмы (вертикаль власти), изменения в грамматике (компонента), крылатые слова. В качестве эталона для сравнения может быть использована литературная норма.

Результатом работы могут стать как словники с переводом новояза на литературный русский язык, комментариями относительно происхождения, авторства нововведения, так и выводы относительно прагматического вектора изменений, то есть ответ на вопрос, каким образом новояз влияет на восприятие властных структур русскоязычным обществом.

 

Языковая игра в СМИ и рекламе (в спортивных репортажах, в заголовках, в рекламных текстах и т.д.)

Сформулировать, опираясь на теоретические источники, понятие языковой игры. Как правило, к случаям языковой игры относят каламбуры (построенные на многозначности, омонимии, парономазии), трансформацию (разные её виды) фразеологизмов (в широком смысле – крылатые слова, идиомы и т.п.), намеренное употребление слова в несвойственном ему значении или стилистическом окружении, фонетические игры (аллитерации, ассонансы и др.) и т.д.

Собрать материал для анализа, классифицировать, описать.

 

Изобразительно-выразительные средства в рекламных слогана

Охарактеризовать изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры речи).

Подобрать материал, классифицировать его в соответствии с использованным изобразительно-выразительным средством. Подробно описать каждый пример, обращая внимание на значение слов, функцию средства (почему использован именно этот приём). Значения слов всегда брать из толкового словаря.

 

Прецедентные феномены в заголовках СМИ

Работа по теме может строиться в двух направлениях: анализ прецедентных имён, анализ прецедентных высказываний.

После выявления прецедентного феномена в заголовке определяется его характер (прецедентное высказывание или прецедентное имя), уточняется источник (фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты из художественных текстов, кинофильмов, песен и т.д.), определяются значение прецедентного феномена и ассоциации, вызванные прецедентным феноменом; анализируется функция, которую он выполняет в заголовке. Если прецедентное высказывание трансформировано, определяется тип трансформации (усечение, расширение, компиляция и т.д.).

В завершении работы должен быть сделан вывод об уместности (семантической, стилистической и т.д.) использования прецедентного феномена.

 

Этимологический анализ слов лексико-семантической группы «______» («Одежда», «Фрукты», «Термины родства», «Предметы обихода»….)

Тема предполагает работу с этимологическими словарями М. Фасмера, Н. Шанского и др.

Сначала необходимо выбрать лексико-семантическую группу, перечислить состав её единиц (слова, входящие в неё). По современным толковым словарям уточнить значение слов. Приступить к этимологическому анализу, то есть узнать происхождение слова, его прежнее значение, подобрать исторически однокоренные слова (типа горло – жерло), охарактеризовать фонетические изменения (если были), изменения в значении (если были).

Помогут книги 1) В. Введенская «Этимология», 2) Н. Шанский «Лингвистические детективы», «В мире слов».


Костюмная (и иная) лексика в произведениях писателей 19 века

Вспомнить понятия историзм, архаизм.

Собрать материал, распределить его по лексико-семантическим группам (например: «Женская верхняя одежда», «Женские головные уборы», «Аксессуары», «Крестьянская одежда», «Мужская верхняя одежда» и т.д.).

Проанализировать происхождение каждого слова группы (исконно русское, заимствованное – из какого языка); описать значение  и функцию слова, по возможности найти иллюстрацию реалии, названной словом.

 

Официальные и неофициальные именования внутригородских объектов.

Познакомиться с системой имен собственных современного русского языка, классификацией имен собственных. Наибольший интерес представляет анализ урбанонимов и наименований магазинов, предприятий и т.п. объектов. При анализе  урбанонимов особое внимание следует уделить названиям, характерным для нашего края (например, интересно будет рассмотреть наименования улиц в честь местных жителей или каких-либо событий). В рамках данной темы также целесообразно рассмотреть различные переименования улиц,  выявить причины этого переименования. Особый пласт урбанонимов составляют неофициальные названия городских объектов (Первак, Триста, Старая площадка и т.п.). Следует собрать эти именования, сопоставить их с официальными, выявить мотивы и способы переименования.

 

Особенности сетевых имен учащихся нашего класса

Рассмотреть особенности имени собственного как лингвистической единицы, обратить внимание на функции имен собственных. Сопоставить современную и дохристианскую антропонимическую систему. Сравнить понятия никнейма, прозвища и псевдонима.

Проанализировать причины выбора нового имени в интернете. Собрать материал исследования. Классифицировать никнеймы по значению, структуре, охарактеризовать графические особенности.

  

Имя Мария (Анна, Екатерина и др.) в языке и литературе.

Проанализировать историю имени, различные формы имени и их значение. Определить список произведений русской литературы, в которых фигурирует это имя. Описать особенности функционирования имени в тексте произведений, сделать выводы о причинах выбора писателями именно этого имени.  Попытаться установить связь между именем и образом персонажа.


Форма входа

Поиск по сайту
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Сайт в конкурсах
Сайты учителей
В помощь учителю
Обучонок. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся
Портал готовых презентаций PowerPoint Prezentacii.com
Сайт УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив записей


Copyright MyCorp © 2018Бесплатный конструктор сайтов - uCoz